Инновационный опыт работы
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ № 251 городского округа
ЗАТО г. Фокино
Плетневой Лилии Григорьевны
Плетнева Лилия Григорьевна, учитель высшей квалификационной категории, работает в школе 37 лет, ее отличают постоянный поиск, тяготение к творчеству, к инновационным технологиям и приемам работы. Ею создан справочник-памятка, цель которого – систематизация знаний учащихся и создание на уроках собственного справочного пособия, содержащего материал за полный курс средней школы. Справочник имеет следующий материал: 1. Форзац, на котором графически указаны все орфограммы и условия их выбора. 2.Блочные схемы. 3. Таблицы, систематизирующие материал. 4.Графические схемы по частям речи. 5.Алгоритмы для особо сложного материала. 6.Конспекты некоторых тем ( как правило, по частям речи ). 7.Консультативный материал (Стили речи. Лексика. Типы текстов). Работа со справочником приводит в систему все знания, облегчает работу на уроке, т.к. необходимый материал всегда под рукой. В процессе обучения задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, - следовательно, материал запоминается лучше. Использование в работе справочника-памятки позволяет разнообразить приемы и виды работы на уроке, вводить лабораторные, орфографические и пунктуационные задачи, теоретические практикумы и т.д. Результат работы учащихся с памяткой таков: 11-а – 100% качества, 11-б – 68% качества; средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку: 11а-72 балла, 11б - 62 ( Данные за 2015 год). Справочник-памятка прошел внешнюю экспертизу в кабинете русского языка ПК ИРО и рекомендован к использованию в образовательных учреждениях всех видов.
Также учителем разработана программа по риторике, которая носит авторско-составительский характер. Курс риторики построен на основе комплексного изучения предмета, включающего аспекты теоретического, культурологического, социально-психологического подхода к изучению материала. Помимо знакомства с ораторами Древней Греции и Древнего Рима, с ораторами России, учащиеся получают общее представление об основных видах красноречия, овладевают навыками публичного выступления и анализа текста. Включены в программу такие социально-значимые темы, как «Искусство спора», «Беседа – игра по правилам», «Социально-бытовое красноречие», «Культура речи», «Логика и ее законы», «Резюме», «Собеседование при приеме на работу» и другие. Программа включает указания на то, какими знаниями и умениями должен овладеть ученик, изучивший курс риторики. В программе даны указания к практической деятельности и предложен примерный план практических работ по всем темам с элементами интеграции с другими учебными предметами. Программа прошла рецензирование в ПИППКРО и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях. В данное время в связи с введением ЕГЭ курс убран из Учебного плана школы.
Руководя творческой группой «Инновационная школа», Плетнева Л.Г. является технологом-разработчиком локальных актов: положений о конкурсах «Золотое перо», «Юный журналист», «Творческий родитель», кинофестиваля «Школьная Ника». Отрабатывая принцип соединения образования с научной школой, разработала положение и внедрила в учебно-воспитательный процесс ежегодное проведение научно-практической конференции «Ученик года». За 15 лет в конференции приняли участие 231 учащийся.
В 2006-2007 учебном году в ходе информатизации школы она провела апробацию программы «Электронный журнал». С 2007-2008 учебного года программа действовала 5 лет. Цель программы – отработать технологию контроля за качеством УВП, улучшить взаимодействие семьи и школы, повысить рейтинг учебного заведения в социуме. В результате внедрения электронного журнала стало возможным оперативное наблюдение за процессом образования, выявление несоответствия между желаемым и реальным результатом УВП. Учителя получили возможность анализировать результаты своего труда без каких-либо усилий: компьютер ежедневно выставляет средний балл обученности по каждому предмету, по каждому классу. Учитель видит, какой ученик требует особого внимания, а ученик видит свою примерную четвертную оценку после каждого урока. Исключен субъективный подход при оценивании ЗУН учащихся. База данных журнала использовалась для подготовки аналитических, статистических материалов и в управленческой деятельности. Программа «Электронный журнал» представлялась на краевом семинаре «Инновационный процесс в школе» и на курсах ПИППКРО «Проектирование образовательной программы школы» (имеет сертификат участия, №684). В данное время программа заменена на Электронные дневники Приморья, которая не обладает теми возможностями, что имела предыдущая.
Плетнева Л.Г. откорректировала традиционную программу по русскому языку для работы в классе углубленного изучения языка с учетом интеграции и расширения существующего курса. Учитель применяет в своей работе современные педагогические технологии, ею созданы презентации по русскому языку и литературе, она является разработчиком макстер-классов по методике проведения уроков различных видов: «Урок-миниатюра», «Виртуальная экскурсия», «Создание ситуации успеха на уроке», «Роль активных методов в формировании УУД». Она имеет свой мини сайт http://nsportal.ru/plg, на котором размещает отдельные разработки (свои и учащихся). За годы работы учитель руководил школьным телевидением (созданы фильмы: «Сдаем ЕГЭ», «День науки в школе», «Скоро лето» и др.); являлась корректором школьного сайта, редактором конкурсной газеты, посвященной творчеству А.П. Чехова. Ее ученики неоднократно занимали 2-3 места в краевых олимпиадах, 1-ые места в городских конкурсах сочинений, становились призерами Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе. Учитель четыре раза становился призером Приморского форума образовательных инициатив, является экспертом ЕГЭ по русскому языку. Лилия Григорьевна имеет две грамоты Министерства образования России, значок «Отличник образования», она стала победителем в конкурсе «Лучшие учителя России», получила гран-при в городском конкурсе «Женщина года -2013». Кроме того, она продолжатель педагогической династии: отец Григорьев Г.Н. - учитель математики, участник Великой Отечественной войны; мать Григорьева К.Н. – учитель начальных классов, ветеран труда, работник тыла (изготовляла снаряды на военном заводе), дочь Никифорова Т.В – закончила ДВФУ, институт русского языка и литературы. Лилия Григорьевна пользуется заслуженным уважением у учащихся, их родителей и педагогов.
|