(из опыта работы педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №2 «Светлячок»)
Современное дошкольное образование берёт ориентир на развитие личности дошкольника, информационную насыщенность, наукоемкость. Творческие группы внутри педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 2 «Светлячок» работают в направлении усовершенствования системы образования ОУ в рамках ФГОС.
Профессионализм современного педагога детского сада невозможно представить без умения использовать информационные технологии. Именно поэтому одним из ведущих направлений работы стало освоение и расширение возможностей применения информационно-образовательных технологий в условиях ДОУ.Каждый специалист старается привнести что-то новое в воспитательно-образовательный процесс, мы поддерживаем инициативных педагогов, даем возможность продемонстрировать свою идею и реализовать ее. Одним из таких специалистов является Виктория Никулина, которая работает в направлении постепенного внедрения ИКТ в жизнь детского сада.
Ни для кого не секрет, что информационные технологии уже успели войти во все сферы жизни человека, и для нового поколения эти достижения уже не являются научно-техническим прогрессом. В условиях динамично меняющегося мира важно успеть дать ребенку актуальные знания, познакомить его с компьютером, проектором, фотоаппаратом, видеокамерой. Для этого необходима определенная материально-техническая база, которую детский сад создает и обеспечивает совместными усилиями.
Мы стремимся создать условия для использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, родителями и сотрудниками. Для этого создали базу дидактических и методических материалов для использования в работе каждого воспитателя, которая активно пополняется всеми членами педагогического коллектива.Внедряеминтерактивные формы взаимодействия субъектов учреждения. Например, использование ИКТ как элемента непосредственно образовательной деятельности, проведение родительских собраний, возможность получения оперативной информации о жизни ДОУ на сайтах учреждения и воспитателей.
Помимо интеграции информационных технологий в процесс воспитания и обучения, мы обеспечиваем хранение материалов по выполнению образовательной программы и сопровождающих документов.
Традиционная система образования утратила свои привычные контуры, изменилась степень значимости востребованного демонстрационного материала. Наряду с интенсивным воспитательно-образовательным процессом и творческой жизнью коллектива сложно успевать подбирать и разрабатывать новый методический материал. В нашем детском саду в наличии все современные мультимедийные средства (кроме интерактивной доски). В процессе работы происходит постепенноенакопление медиатеки, которая содержит:
1) тексты – здесь содержатся папки электронного портфолио воспитателя, включающие комплексно-тематические планы, конспекты занятий, циклограммы повседневной деятельности; развлечения, стихи, загадки, скороговорки; консультации, информация и рекомендации для родителей, выступления, сценарии.
2) графические материалы – это картотека диагностического материала, а также практических заданий, которые впоследствии используются на занятиях.
3) звуковые файлы – это сопровождение классической музыкой, необычными мелодиями, песнями, звукоподражанием соответствующих тематических занятий.
4) видеоинформация,которая используется как элемент подготовки к непосредственно образовательной деятельности. Например, по БЖ – здоровье и безопасность.
5) фотографии – в электронном портфолио педагога это архивные документы режимных моментов, фотовыставок, значимых событий в жизни ребенка в детском саду и дома. Мы создаем фото выставки для родителей, например «Как я играю в группе», «Как мы гуляем».
Медиатека содержит тематические картинки (6). Из подборки легко создать слайд-шоу (7) по лексическим темам. Необходимо постоянно обогащать базу новыми иллюстрациями. Кроме того, мы поддерживаем инициативу родителей в подготовке картотеки картинок по теме.
Еще есть таблицы (8): одни демонстрируют статистические данные, другие показывают знания детей по тем или иным направлениям.С их помощью происходит отслеживание продуктивности воспитательно-образовательной деятельности. Таблицы можно представить в виде графиков и диаграмм.
Отдельные элементы медиатеки легко включаются в структуру любого направления образовательной деятельности и используются в рамках занятий как наглядный материал или пособия для закрепления материала.
Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста ребенка, но не более 2 раз в неделю). Воспитатели используют собранные материалы на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, а также на физкультминутках.
Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, также личной странички воспитателя, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Основываясь на совместном опыте педагогического коллектива МБДОУ №2 «Детский сад «Светлячок», уверены, что использование ИКТ дает возможность расширить возможности средств обучения. Кроме того, повышается восприятие материала за счет количества иллюстративного материала.
Использование ИКТ позволило найти общий язык с детьмии сблизиться с ними. Современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем простые статичные картинки. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала из-за особенностей мышления дошкольников (наглядно-образное). На занятиях с использованием ИОТ одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация.
Компьютер по-настоящему позволяет разнообразить совместную деятельность педагога и детей, ведь с помощью ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.);
Разумное использование разнообразных технических средств способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.
В заключение хочется отметить, что информационно-коммуникационные технологии, обладающие большим потенциалом, не могут и не должны заменить живого общения детей друг с другом и педагогом, они призваны не заменить педагога, а только дополнитьего.
|